dotcomwebdesign.com
Создание музыки, написание музыки > История музыки

История музыки

Экспрессионизм в музыке сложился в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его элементов проявился в крайних произведениях Г. Малера ("Песнь о земле", 1908; 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса ("Саломея", 1905; "Электра", 1908). Однако В большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы - А. Шёнберга (руководитель средние учебные заведения), А. Берга и А. Веберна. Шёнберг, начавший свой путь с произведений, ближайших позднему романтизму, пришёл к отрицанию романтических эталонов, сменившихся у него настроениями безотчётной волнения, страха перед реальностью, пессимизмом и скептицизмом. Адепты контрастным состояниям (последняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Лишённая равновесия, обращенная по превосходству к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская музыка чуждается конкретных, ясно очерченных образов и завершенных форм. Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности; они категорически отказались от широкой напевной мелодики, ясных тональных устоев; принцип атональности (см. Атональная музыка) содействовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна "5 пьес для оркестра", 1910, некоторые части продолжаются менее 1 мин.), Надобность единого конструктивно-организующего начала, отвечающего совокупным основам мышления композиторов новой венской школы и свежим типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. к выработке уникальной системы композиции, получившей название додекафонии. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на разного рода повторениях т. н. серии (см. Серийная музыка), что считается, по мнению адептов этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и ранешнего классицизма, Один из ранних обычных образцов Э. - монодрама Шёнберга "Ожидание" (1909); в ней господствует состояние гнетущего беспокойного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и кошмара. Мир загадочных и ужасных "ночных настроений" воплощён композитором в мелодраме "Лунный Пьеро" (1912). В творчестве Шёнберга и др. представителей Э. своеобразно преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко воплощенные у Берга. Его опера "Воццек" (1921), план которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубочайшим состраданием к социально несчастным, осуждением насилия и сытого самодовольства "власть имущих". Шёнберг создал произведения, обличающие страхи нацистского террора ("Ода Наполеону", 1942; "Уцелевший из Варшавы", 1947). Однако эти сочинения лишены энергичного утверждающего начала, ненависть и гнев смешиваются в них с пессимизмом и обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были крайними колоритными проявлениями Э. как направления, В творчестве Веберна Э. перерождается в другую стилистическую формацию, где господствует абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Поэтому именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Атональная музыка (греч. а — негативная частичка; буквально — внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке, не имеющей тональной организации звуков. Появилось в начале 1900-х гг. и было соединено с творчеством композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн). Главный симптом А. м. — недоступность объединяющего соотношения тонов с главным центром лада — тоникой. Отсель — аморфность музыкальной речи, распад структурных функций гармонии, диссонантный уровень звучания и т.п. Недоступность ладо-гармонических ориентиров очень затрудняет восприятие музыки, хотя отдельным большим композиторам порой посчастливилось создать внушительные атональные сочинения. В этих произведениях применены особо острые выразительные свои темброво-ритмического около, тяжелые сценической истории и поэтические слова: монодрама «Ожидание» (1909) и сюита «Лунный Пьеро» (1912) Шёнберга, опера «Воццек» Берга (1921) и др.

Карта сайта Версия для печати Письмо администратору