dotcomwebdesign.com
Создание музыки, написание музыки > Секрет музыки

Секрет музыки

О чём эта статья

Не о том, что это хорошая музыка и что такое нехорошая. Не о там как слушать музыку. Не о стилях музыки. Не об создателях и не об исполнителях музыки. Не об истории музыки. Не о направленностях в музыки. Об этом я фактически ничего не знаю. Заметка о ином – почему музыка существует вообще и кто (либо что) ей выписал билет в мир людей.

Эту заметку я собирался написать уже лет 5, всё вынашивал, как беременный, но предлога рождать не было, а может срок всё никак не подходил. Кто его знает, каков срок беременности заметкой о музыке? Если бы я не набрёл на этот форум, то, возможно, я бы никогда и не написал эту статью. Она бы так и умерла бы во мне, не родившись, медленно затихла бы, как затихает эхо обессиленного скалолаза в заваленной камнепадом пещере. И тогда эти думы, думы о том, что есть музыка и почему есть музыка, стали бы моей частью, но не в виде ответов, а в виде негромкого шёпота нескончаемых вопросов, как стали уже моей частью, неожиданно, в минутки перед самым сном всплывающие откуда-то из глубины тела напоминания себе: - Ты помнишь, что там, за концом мира, когда кончаются звездное небо и места? Ты помнишь, что такое бесконечность?

Думать и думать о музыке я начал ещё раньше – лет десять назад, когда в голове начало складываться всё в более-менее разумные кусочки. Когда мир начал очищаться от шелухи колебаний и противоречий. В некий момент всё прояснилось. Всё, кроме двух вещей:
• существует ли погибель? - и

• какого хрена музыка так сильно функционирует на меня?

То, что я напишу ниже, относиться к любой музыке в схожей степени, не важно, академическая ли это музыка, этническая или нетяжелая (известная). Без различия. Потому по правилам этого форума, на три четверти (ну или не знаю на сколько) эту статью надо бы удалить. Обращаюсь заблаговременно к администрации не делать этого, отдать небольшое послабление, возможно, мысли, изложенные здесь кому-то привидятся увлекательными или близкими. К тому же есть особое оправдание тому, что эта заметка впервые будет прочтена вами, знатоками академических жанров. Традиционная музыка не самое старинное направление музыки, этническая, я думаю, много старше, но в отличие от других жанров, в традиционной музыке есть обыкновению, фиксируемые в работы, целенаправленная передача опыта и рефлексия.

Я не проф артист – это во-1-х. Я не обучался в музыкальной школе, не знаю (фактически) нотной грамоты, не могу верно спеть ни 1 мелодию, не умею (практически) играться ни на одном инструменте. Максимально, что в моей жизни профессионально-музыкального – это несколько репетиций в качестве басгитариста в рок-группе, образованной на развалинах небезызвестного в узких кругах «Волосатого Стекла». Зато я очень предпочитаю музыку, слушаю её непрерывно и мощь чувств, которые появляются у меня при прослушивании того или иного произведения, уступают разве что чувствам, которые появлялись в детстве с утра в день рождения сразу после просыпания. Просыпаешься и мечешься по всей комнате в поисках презента – почти вот такие вот эмоции.

Я не профессиональный музыковед и не корреспондент и не ещё кто-то, кому положено писать такие заметки – это во-2-х. Зато я люблю думать и рефлексировать свои чувста плюс когда-либо издавна, почти в минувшей жизни, ещё до перестройки, в университете я исследовал, как устроен человек.

Ни случайным образом, ни нарочно я не находил пока ни среди философов и специалистов по психологии, ни среди музыкантов более-менее связного ответа на основной вопрос этой статьи «Какова бытийная база музыки?» Может быть, мои мысли не оригинальны, заранее приношу свои извинения и даже более того, прошу показать мне, если кто-либо из вас понимает более ранешние или более конструктивные изложения настоящего вопросца. В любом случае, в этой моей позиции есть конкретные плюсы: о музыке сейчас будет рассуждать дилетант со всех сторон, незагрязнённый культурными наслоениями и вместе с ними культурными легендами и заблуждениями.

Итак, что такое музыка? Музыка как вид искусства

Я думаю, никто не поспорит со мной, если я заявлю, что музыка – это вид искусства. А что такое искусство? Это отблеск реальности, настоящей жизни особенными, образными средствами. Можно поспорить, есть большое колличество дефиниций искусства, но все они так или иначе упираются в то, что под реальной жизнью понимать. В любом случае, любой вид искусства содержит, как и неважно какая наука, свой предмет и метод. Предмет – это та действительность, которую пытается искусство высказать и узнать, а метод – это специальные образы, которыми этот вид искусства использует. При этом, как мы заметим ниже, метод (образ) – не произволен, он является функцией предмета и так или иначе ему (предмету) соответствует.

Очередное отступление. Всё, что человек узнает, вся информация этого мира попадает к нам через органы эмоций – через зрение, слух, чутье, вкус, телесные чувства. Остальных методов открытия мира просто не существует. Слышу уже безмятежный, кое-где переходящий в резкие выкрики ропот:

- А как же интуиция!?
- А как же озарение!?
- А что вы будете делать с «конкретным» познанием мира!?
Сходу, на полуслове, прерву выкрики протестующих. Даже опровергать не буду их правоту. Просто скажу, что так или иначе, когда озарение вышло, мы ведь как-то о нём узнаём. И узнаём мы всё равно не так как как через органы чувств – то есть, либо слышим в своей голове слова и звуки, либо видим картину, либо чувствуем что-то непосредственно туловищем, например, ступор в предчувствии случившейся через времена катастрофы, что в данный поезд садиться не надо.

Эти образы (настоящие и мифические), которые генерируют нам органы эмоций, затем могут трудным методом обозначаться, обобщаться и одеваться в одежды ценностей, давая нам сразу оценку, хорошо это для нас или дурно, призывая к действию – заслуги или избегания. Так в упрощённом облике работает когнитивная (воспринимающая) система человека. Следует заметить, что впечатление «нравится-не нравится» тоже живёт в виде вида, телесного по своей природе и локализуется у разных людей в разных частях тела.

Так вот, и произведения искусства мы, так или иначе, воспринимаем через органы чувств, но в отличие от настоящего мира с его полнотой, произведения искусства мир редуцируют, обедняют и нам как правило достаточно для их восприятия лишь ограниченного числа органов чувств. При этом эти органы чувств специфичны предмету и способу того или иного вида искусства.

Попробуем же разложить облики искусства через призму и модальностей восприятия тоже.

Самое простое для анализа – это искусство изобразительное. Предметом его есть пространственные отношения объектов мира. Способ, образ – картина. Естественно, картинка не есть мир, но она содержит некоторые его инварианты. Модальность, через которую мы воспринимаем живопись, графику и статую (зодчество иже с ней) – зрение. Зрительное восприятие не одномерный процесс, на разных его стадиях происходят разного семейства обобщения зрительной информации и поэтому даже самым странноватым объектам живописи отвечают те или другие процессы в настоящем восприятии. Так, размытые рисунки импрессионистов или странноватые нагромождения плоскостей кубистов или присутствие в одной картине Пикассо лица сразу в профиль и анфас не является чуждым нашему сознанию, похожие трансформации протекает при анализе любой зрительный образ. Таким образом, метод изобразительного искусства соответствует его предмету и полностью релевантен одной модальности восприятия, а именно зрительной. В общем, всё понятно – изобразительное искусство – про то, что мы видим и, главное, как мы это видим.

Если разговаривать о пляске, то здесь мы имеем его предметом один из обликов невербального (несловесного) общения между людьми, способом (образом) является само тело человека, а используемой для восприятия модальностью – кинестетическая (опосредованно через зрительную). Другими словами, увидел – ощутил. В частности, пляска художественными средствами передаёт один из самых если не принципиальных, то уж, во всяком случае, эмоционально насыщенных элементов человеческого невербального общения – общения сексапильного. Именно телом, его позами, перемещением, без каждого роли осознания, передаётся информация между парнем и девушкой - о том, что один из них ощущает по отношению к другому, о том как хорошо им (телам) будет вместе, как они необходимы друг приятелю, либо, напротив, именно тело доходчивей всего произнесёт «Я тебя не желаю, уходи». И этот язык существенно более сильный и убедительный, чем язык слов. Не даром, кстати, танец большей частью – парное событие и участники его – парень и женщина. Ну да хорошо.

Литература. Частенько даже искусством не считается. Наиболее «продвинутый» способ познания. Способ (образ) – слово. Так как слово является не совсем образом, это больше знак, символ, носитель образов, то и сама литература открывает наиболее широкий пласт действительности. Основное это – разговор, монолог, внутренняя речь, то есть, общение – наружное и интериоризированное (свёрнутое вовнутрь). В процессе восприятия литературного произведения циклично задействованы все модальности – от зрительной (прочесть), к слуховой (взять в толк слово) обратно к зрительной (сделать в голове картину).

Есть ещё много других увлекательных видов искусства, но мы их опустим, вышеуказанных примеров вполне довольно, чтобы перейти к теме обсуждения и задаться вопросцем «А каковы же предмет, метод и модальность музыки?»

Меньше всего проблем с методом. Метод (образ) музыки – это ритмически санкционированные звуки. Причём не какие попало, а в соответствии с определёнными правилами. Музыкальный звукоряд в истории становления населения земли претерпевал некоторые конфигурации, я, например, принимаю во внимание, что в своё время палитры возводились не октавно, а квинтами. Двенадцать квинт лишь примерно равны 7 октавам. Но это не важно – различия столь малы, что уловить их очень сложно. В любом случае, элементами музыкального вида являются звуки, главные частоты (моды) которых находятся сравнительно друг друга не в случайных, но конкретных соотношениях, среди которых наиболее важными являются пропорции 1:2, 2:3 и 3:4. Да и ритмы используются не произвольные. Как правило, в одном музыкальном произведении поддерживается один ритм. С модальностью восприятия на первый взгляд тоже всё вроде просто. Модальность слуховая. Но это только на первый взгляд. Ниже мы убедимся, что не всё так просто. Теперь предмет. Вот тут собственно и загвоздка. Поразительно, но при столь специфичном способе и столь мощных чувствах, задействованных как при выполнении, так и при прослушивании музыкальных произведений, во наружном мире мы не находим почти никаких мероприятий, схожих на музыку.

Карта сайта Версия для печати Письмо администратору